На авиарейсах и в поездах должны появиться медики


По просьбе Минтранса в России создадут новую отрасль медицины – транспортную. В поездах и самолетах могут появиться профессиональные аптечки, а транспортную медицину выделят в отдельную отрасль. Также обсуждается возможность включения в состав всех поездных бригад медицинских работников.


Директор административного департамента Минтранса России Константин Пашков убежден, что сегодня сложилась довольно парадоксальная ситуация, транспортники не могут вносить корректировку нормативов, а в Минздраве даже нет специального отдела по транспортной медицине.


В Минтрансе решили устранить такую несправедливость и считают, что транспортная медицина с учетом ее особенностей должна быть выделена в самостоятельный раздел закона об охране здоровья граждан.

Как отмечает Константин Пашков, у министерства сейчас нет полномочий регулировать медицину на транспорте. Для того чтобы появились эти полномочия, нужна соответствующая статья в законе.


В свою очередь Минтранс при соответствующем решении правительства готов сформировать отдел, который будет заниматься транспортной медициной. Кстати, в Минздраве сегодня тоже нет такого отдела.


Необходимость в создании специального отдела медицины на транспорте подкрепляется тем, что ввиду огромной специфики транспортной медицины, ее экстерриториальности и международным аспектом имеется большой пласт международного законодательства (конвенции ИКАО и ИМО) на требования которого надо быстро реагировать.


В результате из-за пробелов в законодательстве страдают пассажиры. Если в поезде кому-то вдруг резко станет плохо, оказать квалифицированную помощь будет некому и нечем. По словам первого заместителя начальника Центральной дирекции здравоохранения РЖД Сергея Алексеева, в поездах нет необходимого минимума лекарственных препаратов. Иными словами, нет профессиональных аптечек.


К сожалению, сегодня согласно инструкции пассажирские поезда оснащены лишь специальными медукладками для оказания первой помощи, как того требует приказ Минздрава, подчеркнули в пресс-службе РЖД. Но даже если в поезде пассажиром едет врач, он не сможет оказать медицинскую помощь пострадавшему, так как в укладках нет ни лекарств, ни медицинских изделий.

Константин Пашков подтверждает, что профессиональных аптечек в поездах действительно нет. Есть лишь обычные, бытовые. В РЖД инициативу по формированию таких профессиональных аптечек в поездах и самолетах поддерживают.


Теперь все дело за медиками, которые, в свою очередь, должны будут разработать состав для аптечки. Туда могли бы войти обезболивающие препараты, сердечно-сосудистые препараты и лекарства направленного действия.


Обсуждается сейчас и инициатива ряда медицинских экспертов по установке в каждом поезде и самолете дефибриллятора. Но пока никто не считал, сколько нужно таких аппаратов и сколько понадобится денег на их закупку. А главное, пока непонятно, откуда брать эти деньги. Нет единого мнения и по другому важному вопросу.


Не прекращаются дебаты на тему: нужен ли медработник в составе поездной бригады или на борту самолета? В Минтрансе считают, что укомплектовывать каждый поезд или борт фельдшером или другим медработником экономически нецелесообразно. Всегда найдется врач или медсестра среди пассажиров. Главное, чтобы было чем оказывать экстренную помощь. Ведь врачи не берут с собой в путешествие набор мединструментов и мешок лекарств.


Пока машинистам поездов и водителям приходится действовать по установленному ранее правилу. Порядок действия в случае ЧП в поезде или самолете известен всем проводникам. Если кто-то заболел в поезде, об этом сразу же сообщается на ближайшую станцию, где состав встречает бригада «скорой помощи», чтобы отвезти больного в ближайшую клинику. Если человеку стало плохо на борту воздушного судна, то принимается решение об экстренной посадке в ближайшем аэропорту.


Но вот на морских и речных судах врачи работают, так как если баржа, круизный лайнер, сухогруз находятся в открытом море или на рейде на реке, то организовать экстренный вызов «скорой помощи» затруднительно. Такова позиция Минтранса. Но есть и другое мнение – врач все-таки нужен. Так что обсуждение этого вопроса еще не закончено.


Мнения экспертов разделились. Одни считают, что экономически нецелесообразно иметь в каждом поезде или на борту медработника. Не факт, что его помощь будет требоваться постоянно, но зарплату-то ему платить нужно.


Другое дело, что надо обучать всех проводников и стюардесс приемам оказания первой медицинской помощи. Во всем мире это есть, а у нас до сих пор это не практикуется.

Александр Саверский, президент Лиги
защитников пациентов создание транспортной медицины назвал очень больным
вопросом. У нас, действительно, до сих пор нет транспортной медицины.
Это все понятно, что если человеку совсем плохо станет, вызовут «скорую»
к ближайшей станции. Если учесть, что  у нас в стране огромные
перегоны, до этой станции, может, часа четыре или пять ехать. За это
время без квалифицированной помощи в поезде человек может умереть.